От серийных грузопассажирских типов до специальных воздушных кранов: вертолеты в строительстве

Строители широко используют вертолеты: от серийных грузопассажирских типов до специальных воздушных кранов. С какой целью применяются винтокрылые машины на стройках? Как это происходит?

Воздушный подъемный кран Sikorsky CH-54

Строители используют вертолеты практически с момента начала серийного производства винтокрылых машин. В первой задокументированной строительной операции с применением воздушного судна с вертикальной тягой участвовала модель Bell 47. Строители использовали легкий вертолет для транспортировки строительных материалов в отдаленный район в горной местности.

Строительные компании США арендовали винтокрылые машины для выполнения монтажных работ уже в 40-е годы XX столетия.

Мощным стимулом для применения вертолетов в строительстве стали военные разработки. В 50-е годы прошлого века по заказу оборонных ведомств вертолетостроители СССР и США выпустили сразу несколько моделей тяжелых транспортеров. Внимания заслуживают Ми-6, Sikorsky CH-54, Sikorsky S-60, опытный вертолет Ка-22, Ми-10. В 80-е годы с конвейера сошла один из самых удачных транспортных вертолетов — тяжелый Ми-26.

Ми-10 — советский транспортный вертолет

В настоящее время строители используют как специализированные летающие краны, так и многофункциональные грузовые и грузопассажирские вертолеты. Воздушные суда применяются для решения таких задач:

  • Перемещение строительных бригад.
  • Доставка грузов в удаленные районы.
  • Транспортировка и монтаж конструктивных элементов высотных зданий, мостов, опор ЛЭП, технических вышек, монументов и других сооружений.
  • Доставка строительных материалов и техники на труднодоступные площадки.

Вертолеты активно использовались при строительстве объектов инфраструктуры при подготовке к олимпиаде в Сочи. Воздушные суда доставляли грузы и участвовали в возведении сооружений в горах.

Требования к безопасности строительных работ с использованием вертолетов

Использование винтокрылых машин в строительстве на территории РФ регулируется инструкцией ВСН 463-85 «Монтаж строительных конструкций с применением вертолетов» Минмонтажспецстроя СССР от 15 мая 1985 года. Документ разрешает официально использовать при монтаже высотных сооружений такие модели вертолетов: Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ми-26, Ка-32.

Согласно документу, в зоне монтажных работ обязательно использовать ориентиры для пилота, установленные на расстоянии не более 50 метров от места сборки конструкции. При отсутствии ориентиров можно использовать только модели Ми-10К и Ми-26. Они оборудуются дополнительными кабинами или видеокамерами. Это обеспечивает пилотам возможность визуально контролировать процесс монтажа. Кроме того, обязательно поддерживается связь с наземной бригадой, которая и отдает указания по установке.

Посадочная площадка для вертолета должна быть оборудована в непосредственной близости от зоны монтажа сооружения и склада со строительными материалами и элементами конструкции. Это не касается ситуаций, когда вертолет используется для выполнения разовых работ, например, для доставки и установки одного или нескольких элементов конструкции.

Летающий кран Sikorsky S-64

В районе проведения работ необходимо оборудовать зону безопасности. Ее радиус составляет 0,5 высоты здания или другого монтируемого сооружения. На земле зону безопасности нужно огородить и пометить красными флажками. Поверхность безопасной зоны необходимо освободить от посторонних объектов.

Как обеспечивается точность при выполнении монтажных работ

Во время монтажных работ пилот вертолета может управлять грузом только с помощью маневров вертолета. Члены экипажа контролируют ход операции визуально. Поскольку груз крепится к нижней части фюзеляжа, пилоты не видят рабочую зону полностью.

Конструкторы вертолета Ми-10 решили эту проблему с помощью дополнительной подвесной кабины, которая крепится в нижней части фюзеляжа. Она имеет прозрачный пол, поэтому член экипажа может непосредственно наблюдать за процессом монтажа. В кабине находятся дублирующие органы управления вертолетом, поэтому у пилота есть возможность управлять воздушным судном.

В ранних моделях Ми-10 вместо подвесной кабины использовались видеокамеры. Изображение с них выводилось на монитор на приборной доске.

Вертолет Ка-32 широко используется для транспортировки грузов на внешней подвеске. Благодаря выпуклым стеклам кабины и двум видеокамерам, а также системам гашения колебаний и позиционирования груза он нашел самое широкое применение в строительстве.

Транспортный вертолёт Ка-32с грузом на внешней подвеске

Особенности конструкции фюзеляжа летающих кранов Sikorsky S-60 и Sikorsky CH-54 позволяют пилотам наблюдать за зоной монтажа непосредственно из кабины. В вертолетах Ми-26 применяется система точного зависания. Она обеспечивает установки конструкций с точностью до нескольких сантиметров.

Прицельность установки элементов конструкций также зависит от квалификации сотрудников, которые принимают груз в зоне монтажа. В некоторых случаях используется так называемый безлюдный монтаж, когда установка обеспечивается мастерством пилота и дополнительным оборудованием в зоне сборки конструкции. Однако техническая сложность осуществления такой технологии ограничивает ее распространение, поэтому абсолютное большинство работ проводится с участием бригады монтажников.

Использование вертолетов в строительных работах решает проблему доставки грузов, транспортировки и монтажа элементов конструкций. Винтокрылые машины практически не имеют альтернативы при строительстве высотных объектов, возведении сооружений в удаленных от транспортных магистралей районах, в горной местности. Для выполнения строительных работ пилот должен иметь необходимые допуски и обладать опытом и мастерством.

Перевозка строительной техники на внешней подвеске Ми-26

Использование вертолетов позволяет в буквальном смысле добавить строителям еще одно измерение. Доставка грузов, материалов и специалистов по воздуху, возможность точно опустить габаритный нестандартный элемент конструкции там, где установка подъемного крана невозможна, оперативное перемещение грузов по всей зоне строительства – все это может оказаться решающим для точного соблюдения сроков, сметы и требований качества выполнения работ.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Ужасный конец или ужас без конца?

26 января 2022 года Арбитражный суд Калининградской области признал обоснованными требования АО "Государственная транспортная лизинговая…

5 дней ago

Самые яркие события 2021 года в авиастроении

В МИРЕ КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ 18 июня Boeing выполнил давно откладываемый первый полет Boeing 737MAX-10, четвертого…

1 неделя ago

Airbus Helicopters победил пандемию и остался лидером рынка

По итогам 2021 года Airbus Helicopters сохранил за собой лидерство на рынке вертолетов для гражданских…

2 недели ago

Важные мероприятия авиатранспортной отрасли 2022 года

В преддверии Нового года поздравляем Вас с наступающими праздниками! Будьте счастливы и успешны в новом году!…

2 недели ago

Обанкротился один из старейших производителей вертолетов в США

Enstrom Helicopters, производитель легких вертолетов с 64-летней историей, завершил существование. Компания сократила сотрудников, уведомила заказчиков…

2 недели ago

Шесть вертолетов Ми-8АМТ собрано в Казахстане и передано в эксплуатацию

Алма-атинский авиаремонтный завод № 405 продолжает расширять свои компетенции и к настоящему времени выполнил крупноузловую…

1 месяц ago