Путь к лидерству в мировом вертолетостроении: история Airbus Helicopters

Airbus Helicopters, известная больше как Eurocopter, – ведущий мировой производитель вертолетов. Сегодня воздушные суда этой франко-немецкой компании можно встретить во всем мире. Прежде чем занять лидирующие позиции на рынке вертолетостроения, концерн преодолел немалый путь. Давайте же пройдем его вместе с ним в этой статье.

Более половины вертолетов, используемых медицинскими службами в мире, произведено на заводах Airbus Helicopters

Как все начиналось

История Airbus Helicopters неразрывно связана с такими именами, как Eurocopter, Sud Aviation, Aérospatiale, Daimler-Benz Aerospace AG и, конечно, EADS. Sud Aviation – компания, объединившая в себе в 1957 г. два прогрессивных конструкторских бюро SNCASE и SNCASO. Позже, в 1967 г., к компании присоединилась Potez-Fouga.

Основы современной концепции европейского вертолётостроения были заложены в 1956 г. с появлением первого в мире серийного вертолета с газотурбинным двигателем Alouette II. Выпускала его как раз Sud Aviation, а затем в течение 1956–1975 гг. и Aérospatiale, ее преемник. В дополнение к этому многоцелевому судну разработчик стремился расширить ассортимент боевыми и тяжелыми винтокрылыми машинами, но потерпел фиаско.

После ряда технических неудач, передав эстафету в разработке тяжелой техники компании Sikorsky, производитель выбрал иной ориентир – вертолеты средней грузоподъемности – и не прогадал! В период 1960–70 гг., на фоне войны во Вьетнаме, Sud Aviation работает над двумя масштабными проектами именно в этом направлении:

  • Совместно с британским партнером Westland Helicopters, результатом которой становятся Puma (1965 г.) и Gazelle (1974 г.), многоцелевые воздушные суда легкого класса.
  • Совместно с Messerschmitt-Bölkow-Blohm, немецкой самолетостроительной компанией, специализирующейся в то время на разработке технологии композитных лопастей, в 1967 г. был запущен в производство BO-105 – первый в Европе двухдвигательный вертолет для коммерческого использования.

Так выглядит один из цехов в городке Донауверт, где производятся вертолеты Airbus Helicopters

Новый виток в 70-е

Во второй половине ХХ века многие представители отрасли выживали за счет объединения производственных мощностей. Так поступила и Sud Aviation, заключив соглашение с Nord Aviation и SEREB. Производитель винтокрылого транспорта, о котором ведем речь, сменил название сначала на SNIAS (Société nationale industrielle aérospatiale), а затем и на Aérospatiale.

Читайте также  Испытания вертолета Н145: полная готовность к эксплуатации в шельфовой зоне!

Подобные трансформации не могли не сказаться на развитии корпорации положительно. Выпустив сразу три новые модели – Écureuil, Dauphin, Super Puma, – разработчик занимает уверенные позиции на рынке гражданского вертолетостроения. В 1979 г. появился BK-117, успешно продемонстрировавший эффективность сотрудничества немецкого производителя MBB и японской компании Kawasaki.

Наибольшего успеха этот вертолёт достиг в качестве медицинского эвакуационного транспорта, во многом за счёт большой вместительности – 3,2 м3! К сожалению, в 1980-е ситуация ухудшается из-за всеобщего экономического спада. Aérospatiale теряет сначала часть американского рынка, а затем и европейского. Выход нашелся сам собой!

Компания, ранее выпускающая исключительно гражданский авиатранспорт, перепрофилировалась на его военные варианты. Так появились новые версии Fennec, Panther и Cougar, а совместно с немецкой стороной – и знаменитый Tigre. Имея перед глазами успешный опыт слияния, корпорация вновь сосредоточилась на сотрудничестве с иностранными партнерами. Так при участии французской, немецкой, итальянской и голландской сторон появился многоцелевой NH90, контракт на разработку которого был подписан в 1992 г.

NH90 – многоцелевой вертолет от Eurocopter, который совершил первый официальный полет в 1996 г.

Судьбоносное слияние

Проанализировав результаты сотрудничества с многочисленными корпорациями, Aérospatiale остановила свой выбор на авторитетной Daimler-Benz Aerospace AG, выпускающей на тот момент военный и гражданский авиатранспорт, а также космические системы. В результате слияния в 1992 г. образовалась Eurocopter со штаб-квартирой в Мариньяне.

Завершающий аккорд для Airbus Helicopters – смена 18 сентября 2000 г. организационно-правовой формы. Это стало возможным благодаря образованию Европейского аэрокосмического оборонного концерна EADS, ставшего результатом слияния Aerospatiale Matra (Франция) и Daimler Chrysler Aerospace (Германия), а также испанской компании CASA 10 июля 2000 г.

Как появилось нынешнее наименование

1 января 2014 г. EADS был переименован в Airbus Group. Не обошлось и без ребрендинга структурных подразделений аэрокосмического объединения. Спустя неделю, 8 января, Eurocopter стал Airbus Helicopters. Именно под этим брендом сегодня и выпускают знаменитые во всем мире воздушные суда, а марка Airbus уже успела стать синонимом надежности, долговечности, технологического прогресса.

Читайте также  О проблемных вопросах запасных аэродромов в Дальневосточном федеральном округе

Тем не менее, эта смена названия, а вместе с ним и номенклатуры воздушных судов, до сих пор не очень прижилась как в России, так и во всем мире. Вертолеты Airbus Helicopters по-прежнему называют Eurocopters, а один из самых популярных типов H125 – также AS350 или просто «Аськой».

До 2014 г. воздушные суда Airbus Helicopters были известны как Eurocopter

Коротко о вертолетах Airbus Helicopters

Авиатранспорт этого производителя завоевал доверие благодаря мощному двигателю, достаточной вместительности, надежной конструкции и качественной сборке. Разработчики делают акцент на безопасность полета, маневренность, эргономичность, легкость управления, простоту обслуживания. Используется множество инновационных решений, а серийные модели постоянно совершенствуются.

Новые вертолеты Н135 оснащены передовыми бортовыми самописцами полетных данных

Перечислить и охарактеризовать все типы, представленные в линейке, сложно, поэтому остановимся на самых популярных:

  • H125 (ранее AS350 B3) – легкий однодвигательный вертолет с цифровой системой управления двигателем FADEC, разработанный для любых авиационных работ, корпоративных целей, а также идеально подходящий для полетов в горах.
  • H130 (ранее ЕС130 B4) – однодвигательное воздушное судно с самой широкой кабиной в своем классе, продуманной эргономикой пассажирского салона, очень тихое – благодаря запатентованному Eurocopter рулевому винту Fenestron.
  • H120 (ранее ЕС120 B) – простой в управлении и обслуживании, экономичный и тихий, с комфортной кабиной для пилота и четырёх пассажиров.
  • H135 (ранее ЕС135 T3/P3) – маневренный, один из самых малошумных в своем классе (на 8 дБ ниже предела уровня шума, установленного ICAO), известный компактностью, надёжностью и малыми затратами на обслуживание.
  • H145 (ранее ЕС145 T2) – демонстрирует значительный безремонтный ресурс благодаря модульной конструкции и системе отслеживания использования вертолета (helicopter usage monitoring system – HUMS), оснащается двумя двигателями Arriel 2E с автоматической системой управления FADEC. Просторная кабина в различных конфигурациях с плоским полом вмещает одного или двух пилотов, а также от 8 до 10 пассажиров.

Вертолеты Airbus Helicopters разрабатывают для интенсивной эксплуатации

Airbus Helicopters в России

Компания Airbus Helicopters присутствует на российском рынке с 1995 г. В 2006 г. была создана дочерняя организация Eurocopter Vostok, переименованная в 2014 г. в соответствии с новой политикой брендирования в Airbus Helicopters Vostok. Направление деятельности – продажи, клиентская поддержка, обслуживание вертолетов этой марки в России и странах СНГ.

Читайте также  Где можно летать на вертолете

Сегодня корпорация занимает более 60 % российского рынка газотурбинного авиатранспорта западного производства. По самым скромным подсчетам, это около двухсот воздушных судов в России и порядка семидесяти – в СНГ. Активно обсуждается возможность применения российских комплектующих и оборудования, что позволило бы снизить стоимость техники.

В ближайших планах концерна – поставить в РФ в течение десяти лет 160 медицинских вертолетов Н125. Среди потенциальных клиентов – региональные министерства здравоохранения, РЖД, МЧС, «Газпром авиа» и другие крупные организации. На сегодня Airbus Helicopters уже заключил договор с Уральским заводом гражданской авиации на производство винтокрылых машин Н135. Сборка первых четырех единиц запланирована на 2017 г.

Вертолеты Airbus Helicopters выпускаются и для российского рынка

Airbus Helicopters в мире

Головной офис концерна расположен в Марселе на территории аэропорта, а базовые производственные мощности – в Мариньяне. Немецкий и испанский филиалы функционируют соответственно в Донауверте и Альбасете. Дочерние представительства разбросаны по разным странам, например, в США выпускается продукция исключительно для американского рынка.

Семь основных заводов расположены во Франции и Испании, остальные – в 24 городах по всему миру. Воздушные суда производителя эксплуатируются в более чем 140 странах. Компания имеет около двух тысяч патентов и продолжает выпускать на рынок инновационные решения. Конструкторы работают над усовершенствованием техники, чтобы полеты были максимально безопасными, быстрыми, дальними и комфортными, а расход топлива, уровень шума и выбросов – минимальными.