Robinson R44 или R66: какой выбрать?

Флагманский вертолет R44 компании Robinson с поршневым двигателем имеет репутацию надежной и недорогой в обслуживании винтокрылой машины. Он пользуется неизменным спросом и остается самым массовым типом вертолета.

Robinson R66 стал заключительным проектом легенды вертолетостроительной отрасли Фрэнка Робинсона до его выхода на заслуженную пенсию и передачи руководства компанией своему сыну. Воздушное судно с газотурбинным двигателем стоит дороже предшественника, но обеспечивает владельцам дополнительные преимущества.

Robinson R66 с газотурбинным двигателем

Зачем компании Robinson понадобился вертолет с газотурбинным двигателем

Это закономерный вопрос для тех, кто знаком с историей и вертолетами компании Robinson. Фрэнк Робинсон с последователями нашли удачную нишу: они создали легкие и недорогие вертолеты R22 и R44 с поршневыми двигателями. Благодаря отличным летно-техническим характеристикам и экономичности эти воздушные суда завоевали популярность среди авиаторов.

Особенно успешным оказалась модель вертолета Robinson R44. Вот лишь одно подтверждение: в середине 2009 года с конвейера сошел пятитысячный R44. Всего на тот момент производитель выпустил около 10 тыс. винтокрылых машин. Приблизительно в то же время компания Robinson начала разработку вертолета с газотурбинным двигателем. Зачем производителю понадобилась новая винтокрылая машина, если конкурентов у R44 в его классе не было?

R44 остается флагманом и самым популярным вертолетом компании Robinson

Задумку Фрэнка Робинсона объяснил его сын Курт, который занял пост главы компании в 2010 году. Робинсон-младший подчеркнул, что R66 нельзя считать улучшенной модификацией R44. Компания предложила клиентам винтокрылую машину другого класса. Robinson R66 более мощный, скоростной, грузоподъемный (имеет полноценное багажное отделение) и вместительный по сравнению с предшественниками.

Вертолет с газотурбинным двигателем позволил компании Robinson зайти на территорию конкурентов. R66 стал значительно более бюджетной альтернативой легким воздушным судам производства Bell, Eurocopter и других производителей.

Чем Robinson R66 отличается от R44

Читайте также  Airbus Helicopters победил пандемию и остался лидером рынка

Как отмечалось выше, основное отличие — установка разных типов двигателей. В R44 работают поршневые силовые установки Lycoming O-540 (карбюраторный Raven I) и Lycoming IO-540 (инжекторный Raven II). Мощность двигателя достигает 245 л.с. Расход топлива составляет около 57 л/ч.

В R66 установлен газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300. Он более мощный, легкий и компактный по сравнению с Lycoming. Мощность силовой установки достигает 270 л. с. Расход топлива ‒ около 87 л/ч.

Rolls-Royce RR300 устанавливается на Robinson R66

Использование разных типов двигателей влияет на технические возможности винтокрылых машин. Основные отличия представлены ниже.

Параметр/вертолет

R44

R66

Скорость крейсерская

215 км/ч

231 км/ч

Скорость максимальная

240 км/ч

259 км/ч

Дальность полета без дозаправки

650 км

610 км

Разрешенная высота полета

2700 метров

3050 метров

По сравнению с Robinson R44, R66 более вместительный и с большей грузоподъемностью. Также он превосходит предшественника в габаритах. В грузовой отсек вертолета R66 помещается груз массой 136 кг. R44 не имеет грузового отделения за исключением небольшого пространства под пассажирскими сидениями. На вертолетах Robinson R44 могут летать четыре человека, а на Robinson R66 пять.

Параметр/вертолет

R44

R66

Длина фюзеляжа

9,06 м

9,26 м

Максимальная ширина

2,28 м

2,33 м

Высота фюзеляжа

3,27 м

3,47 м

Радиус лопасти

5,02 м

5,02 м

Вертолеты Robinson R44 поставляются с двумя гидравлическими системами, а R66 с одной. Отсутствие резервной гидравлической системы можно отнести к недостаткам вертолета с газотурбинным двигателем, так как оно негативно влияет на безопасность полетов. С другой стороны, отказ от дублирующего агрегата уменьшает массу и увеличивает грузоподъемность и скорость воздушного судна.

Важным также является тот факт, что R66 более экономичен в эксплуатации, чем R44 в силу ряда причин, основные из которых: более дешевое топливо и менее частотные регламентные работы (через каждые 50 часов налета на R44 и через каждые 100 часов на R66).

Читайте также  Первый российский вертолет для обслуживания морских буровых совершил первый полет

Какой из вертолетов выбрать

Чтобы принять решение, достаточно сравнить функциональность и технические характеристики вертолетов. Также необходимо учесть ваши потребности и регион эксплуатации.

Robinson R44 можно назвать универсальным решением. Это воздушное судно удобно использовать для личных полетов и пассажирских перевозок до 3-х человек. Винтокрылую машину можно применять и для решения специфических задач, например, для патрулирования городских улиц, лесов и прочих территорий или организации репортажей с воздуха. Безопасность и надежность R44 делают его оптимальным выбором для аэроклубов и школ пилотирования.

Robinson R44 можно назвать рабочей лошадкой

Robinson R66 также относится к классу универсальных многоцелевых вертолетов. Но функционально он превосходит предшественника. Поэтому выбирайте R66, если:

  • Для вас критична вместительность вертолета. Если вы часто берете на борт одновременно пять человек.
  • Вам важно иметь возможность транспортировать больше груза, не вмещающегося в салон. Вряд ли речь может идти об использовании вертолета в грузоперевозках. Но если вы часто летаете на пикники и привыкли брать с собой пару ящиков провизии, грузовой отсек R66 придется кстати.
  • Вы любите скорость. Конечно, «лишние» 20 км/ч могут показаться не слишком большой разницей. Но в воздухе они ощущаются сильнее, чем на земле, к тому же, этот вертолет действительно «тянет», даже при полной загрузке! Кстати, это делает R66 оптимальным решением не только для любителей прокатиться с ветерком. Спецслужбы, спасатели и другие организации, для которых скорость передвижения может быть критически важной, должны обратить внимание на R66.
  • Вы много летаете и умеете считать деньги. Чем больше налет на вертолете, тем более значительны становятся затраты на его эксплуатацию и обслуживание. В долгосрочной перспективе R66 окажется значительно выгоднее в эксплуатации.
Читайте также  Осторожно, ЛЭП! или Главная опасность пилотирования на малой высоте

Участники авиафорумов для сравнения R44 и R66 используют понятную многим аналогию. В условиях города большинству автолюбителей достаточно возможностей малолитражного автомобиля. Несмотря на это, многие автомобилисты покупают транспортные средства класса SUV или даже внедорожники. R44 в данном случае можно сравнить с обычным легковым автомобилем, а R66 со спортивно-утилитарной машиной повышенной мощности.

При выборе вертолета учитывайте финансовый вопрос. С одной стороны, R66 стоит дороже R44. Также он потребляет больше топлива. Но в долгосрочной перспективе R66 обходится собственнику дешевле, чем R44. Во-первых, он летает на керосине, а не на авиационном бензине. Керосин стоит в разы дешевле, и нет никаких проблем его достать (а авиационный бензин в некоторых регионах вам придется поискать). Во-вторых, у R44 более высокая стоимость технического обслуживания и ремонта, что вызвано необходимостью проводить техобслуживание чаще (каждые 50 часов наработки у R44 против 100 часов у R66).

R44 и R66 — надежные, недорогие и функциональные вертолеты. Внешне они похожи друг на друга, но по задумке разработчиков это две абсолютно разные винтокрылые машины. Проблему выбора можно решить так: если вам необходимо воздушное транспортное средство для личных полетов с возможностью взять на борт коллег или друзей, подойдет R44. Если для вас важна скорость и мощность, возможность брать в полет груз и принимать на борт больше людей, выбирайте R66.